Моя жизнь сложилась так, что я в свое время не сумел
получить среднее образование. Необходимость закончить школу и в будущем
поступить в институт возникла совсем недавно. Я, конечно же, слышал о вечерних
школах, но конкретно никогда такой формой обучения не интересовался. Моя работа построена на
постоянных разъездах, дома я практически не бываю. Поэтому мне было важно найти
школу, расположенную недалеко от дома. Однако, здесь меня ждал неприятный
сюрприз. Одна единственная школа на несколько немаленьких городов нашлась
только в Павловском Посаде и называется она Муниципальное общеобразовательное
учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1.
Я
выяснил, что по нормативам срок обучения в вечернем общеобразовательном
заведении на третьей ступени (старшая школа) составляет три года. Дело в том,
что занятия проходят не ежедневно (три раза в неделю – учеба, один день –
зачеты). Количество учебных часов в неделю значительно меньше, чем в обычной
школе (23 вместо 36). Увеличенная продолжительность обучения – мера
вынужденная, иначе не успеть пройти положенную программу.
Кстати,
тематическая наполненность занятий в дневной и вечерней школах одинакова.
Исключение – физкультура и так называемые предметы эстетического цикла:
рисование, черчение, музыка и т. п. Не во всех вечерних школах есть
информатика.
Занятия проводятся в две
смены: в утреннюю занятия начинаются в
8.30 и в вечернюю с 16.00. Так что можно выбрать график, наиболее подходящий
под условия работы. Посещать школу придется четыре дня в неделю, а не пять. Такой
режим устраивает ребят, которые покинули обычную школу, чтобы начать активно
готовиться к поступлению в вуз. Появляется дополнительный свободный день для
посещения репетитора или подготовительных курсов. Также такое обучение подходит
и противоположной категории учеников – тем, у кого в прежней школе были
проблемы с учебой. В «вечерке» педагоги более внимательны, при необходимости
занимаются дополнительно, практикуют дифференцированный подход. Нуждающиеся в
психологической помощи (например, дети из неблагополучных семей) могут
воспользоваться бесплатными услугами психолога или социального педагога.
По
утрам чаще занимаются ребята школьного возраста (14-16 лет). Взрослых немного –
в это время все на работе.
Кстати,
в вечернюю школу принимают и без основного общего образования. Организованны
занятия для девятого и даже восьмого классов. Правда, прийти в такую школу
несовершеннолетним на общих основаниях нельзя: обязательно требуется заключение
комиссии по раннему отчислению с указанием причин, которые заставили вас
покинуть предыдущее место учебы.
Обучение в вечерней
школе
Чтобы записаться в вечернюю
школу, достаточно принести свидетельство об основном школьном образовании (9
классов). Если по каким-то причинам вы не можете предъявить данный документ,
хотя девять классов окончили, выход есть. Согласно положению о вечерних школах,
в этом случае собирается специальная предметная комиссия. Ее представители
экзаменуют абитуриента по основным школьным дисциплинам.
Сумеете продемонстрировать достаточный уровень знаний – в школу зачислят. Такие
случаи бывают. Например, один из молодых людей потерял аттестат во время
переезда. Поскольку учился он в другом городе, времени восстановить документ не
было. Пришлось сдавать экзамен!
Все
остальные абитуриенты освобождены от вступительных
испытаний, тестирования или даже собеседования. В вечерние школы принимают всех
желающих без какого-либо предварительного отбора.
В
моем классе оказалось 25 человек; молодых людей больше, чем девушек.
Большинство учащихся – студенты ближайшего училища. Такая ситуация широко
распространена в вечерних школах. Профессиональное образование ребята получают
в училище или колледже, полное среднее – в ВСОШ. График получается напряженный:
утром – профессиональные занятия, вечером – общеобразовательные предметы. Зато
через три года ученики получают сразу и аттестат, и диплом.
Несколько одноклассников –
люди моего возраста, немного за
двадцать. Все они днем работают. По наблюдениям педагогов, чем взрослее ученик,
тем серьезнее он подходит к делу. Такие школьники пошли учиться дальше
осознанно и не хотят тратить время просто так.
Переписываю расписание.
Каждый день предусмотрено пять уроков. Перед первым занятием волнуюсь: вдруг
ничего не пойму из объяснения педагога. Все-таки большой перерыв в занятиях
может дать о себе знать…Особенно переживаю за алгебру и геометрию. Эти предметы
мне никогда не давались.
Поначалу мне действительно
пришлось несладко: пока втянулся в ритм, вспомнил необходимые формулы и
правила... Затем стало проще. Очень помогли педагоги: дополнительно объясняли
непонятое, помогали сосредоточиться. Ведь учить разновозрастную группу
значительно сложнее, чем «притершийся» за годы совместного обучения класс: у
каждого ученика «вечерки» своя мотивация к занятиям, свои пробелы в знаниях,
свои трудности... Один устает на работе и поэтому засыпает на уроках, другой
слишком сильно отстал от программы, у третьего все мысли заняты семьей или
параллельной учебой.
Один из преподавателей
рассказал, что самый тяжелый период в работе – сентябрь. В этот месяц у
большинства учеников проходит адаптация. Возможны срывы. Оканчивают школу, к
сожалению, далеко не все, кто в нее поступает.
Но не стоит думать, что
ученики вечерних школ – сплошные неудачники. Например, в прошлом году 5 %
выпускников ВСОШ поступили в вузы, в том
числе, и государственные. Профили институтов – самые разные, как и сами
ученики, и причины, которые привели их на порог «вечерки».
Приходите учиться в вечернюю
школу!
|