МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2011 г. N 10-382
В связи с поступающими обращениями по вопросу
соблюдения работниками, привлекаемыми к проведению единого государственного
экзамена (далее - ЕГЭ),
этических норм при работе с гражданами Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 2
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
(далее - Закон) одним из основных принципов государственной политики в сфере
образования является гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Частью 6 статьи 15
Закона также предусмотрено, что дисциплина в образовательном учреждении
поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся,
воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия
по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
В ходе проведения ЕГЭ задействовано большое число
граждан, имеющих разный социальный статус, возраст, образовательный и
профессиональный уровень, поэтому особенно важно обращать внимание на
недопущение некорректного поведения по отношению к участникам ЕГЭ, их
родителям, общественным наблюдателям и другим лицам, участвующим в подготовке и
проведении экзаменов.
Профилактика нарушения прав и свобод указанных
граждан при проведении ЕГЭ должна включать в себя мероприятия по обучению лиц,
привлекаемых к проведению ЕГЭ, этическим нормам поведения.
Подпунктом 8.1
пункта 1 статьи 29 Закона предусмотрено, что подготовку лиц,
привлекаемых к проведению ЕГЭ, обеспечивают органы государственной власти
субъекта Российской Федерации в сфере образования.
В связи с этим рекомендуем органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования,
разработать программы обучения членов государственных экзаменационных,
предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов
проведения ЕГЭ и иных специалистов, непосредственно взаимодействующих с
гражданами при подготовке и проведении экзаменов (далее - специалисты),
этическим нормам поведения при проведении ЕГЭ.
Указанные программы должны быть основаны на
следующих принципах:
выполнение специалистами своих обязанностей должно
осуществляться в строгом соответствии законодательству Российской Федерации и
определенными за ними полномочиями;
при назначении специалистов и определения их
полномочий необходимо исключать возможность возникновения конфликта интересов;
недопустимо злоупотребление полномочиями, оказание
предпочтения тем или иным гражданам;
при получении специалистами в ходе исполнения
своих обязанностей доступа к персональным данным граждан необходимо исключить
возможность их разглашения;
любые процедуры, в которые вовлечены граждане при
подготовке и проведении ЕГЭ (например, подача заявлений на участие в ЕГЭ,
аккредитация общественных наблюдателей, выдача пропусков на экзамен,
непосредственно экзамен, подача и рассмотрение апелляций и др.), должны
проходить в спокойной и доброжелательной обстановке;
при взаимодействии с гражданами недопустимо
применение грубого, агрессивного стиля поведения, использования ненормативной
лексики, акцентирование внимания на расовой, национальной, религиозной
принадлежности гражданина и иных форм поведения, оскорбляющих личность и
достоинство гражданина;
недопустимо оказание давления на граждан при
принятии ими юридически значимых решений (например, на участника ЕГЭ при подаче
им апелляции, на гражданина при подаче им заявления на аккредитацию в качестве
общественного наблюдателя и др.);
при принятии специалистами (группой специалистов)
юридически значимых решений (например, о допуске гражданина к ЕГЭ по
уважительным причинам, при рассмотрении апелляции и др.) следует
руководствоваться принципами гуманизма и целесообразности в той мере, в которой
они не противоречат законодательству Российской Федерации.
В случае выявления некорректного поведения со
стороны специалиста, конфликта интересов необходимо отстранить его от участия в
проведении ЕГЭ и в дальнейшем к данной деятельности не привлекать.
Также рекомендуем организовать на официальном
сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющего управление в сфере образования, раздел, посвященный отзывам
граждан на работу специалистов при проведении ЕГЭ. Информация, размещаемая
гражданами в данном разделе, позволит принимать решения как о проведении
служебных расследований в отношении лиц, допустивших некорректное поведение при
проведении ЕГЭ, так и о материальном стимулировании лиц, зарекомендовавших себя
как корректных и профессиональных работников.
Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА
|